Обеспечение условий доступности для инвалидов образовательных организаций сферы культуры и искусства Курской области является одной из задач Министерства культуры Курской области в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Губернатора Курской области от 23.12.2022 № 443-пг.
На основании указанной задачи Министерство культуры Курской области является участником государственной программы Курской области «Обеспечение доступных приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 24.10.2013 № 777-па.
С этой целью проводятся работы по адаптации областных государственных учреждений в приоритетных сферах жизнедеятельности в целях беспрепятственного доступа и обеспечения доступности оказываемых ими услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Особое внимание Министерство культуры Курской области уделяет работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в рамках реализации межведомственного плана мероприятий на 2022 – 2025 годы по созданию условий для инвалидов, детей-инвалидов принимать участие в культурной жизни общества.
Министерство культуры Курской области осуществляет следующие направления деятельности.
1. Обеспечивает возможность для детей-инвалидов и детей с ОВЗ обучаться по программам художественной направленности.
Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДШИ города Курска и Курской области является общедоступным. По данным АИС «Навигатор дополнительного образования детей Курской области» в регионе реализуется 87 адаптированных дополнительных общеразвивающих программ, по которым обучаются 808 детей-инвалидов и детей с ОВЗ (1,7% от общего числа обучающихся по программам художественной направленности).
В детских школах искусств Курской области на начало 2023 года обучались 14 134 человека, из них 36 человек – дети с ограниченными возможностями здоровья, из них 1 – инвалид по зрению.
Школы искусств региона готовы к работе с такими детьми:
- в 30 школах (64%) созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов,
- в 17 школах (36,2%) имеется специализированное оборудование для инвалидов,
- 6 школ (13%) имеют учебную и учебно-методическую литературу для слепых и слабовидящих,
- из 487 образовательных программ, реализуемых в ДШИ, 11,7% адаптированы для лиц с ОВЗ и инвалидов,
- на интернет-сайтах 47 школ установлена версия для слабовидящих.
В рамках нацпроекта «Культура» все руководители детских школ искусств Курской области прошли повышение квалификации по теме «Практические методы построения образовательного маршрута для учащихся с ОВЗ в рамках дополнительных образовательных программ, реализуемых в детских музыкальных школах и детских школах искусств» на базе Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
В МБОУ ДО ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова имеется опыт адаптации общеразвивающих программ для обучения по специальностям «Народные инструменты», «Общеэстетическое обучение», «Духовые инструменты», «Вокально-хоровое искусство», «Театральное искусство», «Театр эстрадной песни», «Основы инструментального исполнительства».
В ДШИ п. Рышково Курского района в феврале 2022 г. заключен договор об оказании услуг сурдоперевода и тифлосурдоперевода.
2. Реализует комплекс мер, направленных на вовлечение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в занятие творческой деятельностью.
Ежегодно в регионе проходят областные массовые мероприятия:
- фестиваль детского творчества «Мы можем всё» среди обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;
- областная выставка детского творчества обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;
- региональный этап Международных инклюзивных творческих игр.
3. В профессиональных образовательных организациях сферы культуры в обучаются более 900 чел. Поступление в колледжи осуществляется на общих основаниях, однако в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» льготные места предоставляются детям-сиротам.
В подведомственных профессиональных образовательных организациях имеется инфраструктура, обеспечивающая условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- система вызова помощи перед входом;
- наличие расширенных 2-х створчатых дверных проемов;
- наличие съемного пандуса и перил;
- наличие адаптированного сайта;
- наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- наличие тактильной вывески для слабовидящих со шрифтом Брайля;
- имеются учебные пособия на электронных носителях, а также свободный доступ к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам;
- имеются персональные компьютеры, МФУ, графические планшеты, возможность приема-передачи информации в доступных для обучающихся формах (предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде), учебные пособия в электронном формате, свободный доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам; доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами, осуществляется с помощью официального сайта колледжа.
Наиболее востребованными направлениями подготовки в колледжах являются:
53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение». Количество обучающихся – 36 чел., из них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 1.
54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам). Количество обучающихся – 40 чел., из них детей-сирот – 2.
54.02.01 «Дизайн» (по отраслям). Количество обучающихся – 86 чел., из них детей-сирот – 1.
54.02.05 «Теория музыки». Количество обучающихся – 16 чел., из них детей-сирот – 1.
В подведомственных колледжах реализация образовательного процесса возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, предусматривающая возможность приема-передачи информации в доступных для студентов-инвалидов формах (предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде).
Студенты обеспечены электронными образовательными ресурсами, доступ к которым обеспечивается посредством функционирования ссылки на информационную систему «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ИС «Единое окно») на официальном сайте колледжей, а также печатными ресурсами.